Арт-форум
К юбилею Сергея Михайловича Прокудина-Горского

К юбилею художника выше в свет альбом «Российская империя в цветных фотографиях С.М.Прокудина-Горского. 1906-1916», выпущенного издательством «Красивая книга» в этом году.
А также закончил свою работу над фильмом «Цвет нации» для первого канала ТВ журналист Леонид Парфёнов, объехавший со своей съёмочной группой десятки точек прокудинских съёмок, сняв с тех же самых ракурсов то, что было запечатлено ровно сто лет назад великим мастером.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в 1863 г., во Владимирской губернии. Учился в Технологическом институте в Петербурге, получил химическое образование.
В конце XIX-го - начале.XX-го веков фотографы ряда стран стали использовать для получения цветных изображений технику тройной фотографии. Фотокамера фиксировала на одной стеклянной пластинке три изображения, сделанные через синий, зеленый и красный фильтры…
После окончания института в Петербурге Прокудин-Горский в течение двух лет продолжил образование в Германии, где увлекся фотографией и начал исследования в области цветной фотографии.
В 1903 г. он опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами», а в январе 1905 г. на собрании фотографического отдела Императорского Русского Технического общества (ИРТО) он ознакомил собрание со своими работами по цветной фотографии, проводившимися им в течение 3-х последних лет в Берлине в лаборатории профессора Мите и в С.-Петербурге.
Прокудин-Горский продемонстрировал цветные фотографии и императору. Его работы вызвали большой интерес у Николая II, после чего Прокудин-Горский смог получить официальную поддержку для своего грандиозного замысла: "Запечатлеть все достопримечательности нашего обширного отечества в цветах" (поддержка была организационной и не предусматривала предоставление денег). Задумано было сделать около 10000 фотографий, на которых должны были быть показаны достопримечательности всей России от западных границ до Тихого океана.
В 1909 - 1912 гг. фотограф совершил поездки по разным районам Российской Империи (Мариинская водная система, Верхняя Волга, Урал, Западная Сибирь, Кавказ, Средняя Азия).
Проехав в начале ХХ века по железным дорогам от Петербурга до Тобольска и от Мурманска до Туркестана, он создал единственную в своём роде цветную фотолетопись Российской империи. Мгновения текущей жизни и памятники прошлого, затопленные водами рукотворных морей Калязин, Молога и абсолютно достоверные панорамы древних русских городов, запечатлённые мастером, сегодня возвращают нам былое России.
После революции Прокудин-Горский эмигрировал за границу. До середины 1930-х годов он занимался просветительской деятельностью во Франции, работал вместе с братьями Люмьер. Скончался Сергей Михайлович Прокудин-Горский в Париже спустя несколько недель после освобождения города от немцев войсками союзников. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Под впечатлением от Урала, размещаю несколько фотографий Екатеринбурга, сделанных Прокудиным-Горским. Такого Екатеринбурга мы уже никогда не увидим..
А река Чусовая не изменилась.
Хотелось бы подержать в руках альбом его фотографий.
А также закончил свою работу над фильмом «Цвет нации» для первого канала ТВ журналист Леонид Парфёнов, объехавший со своей съёмочной группой десятки точек прокудинских съёмок, сняв с тех же самых ракурсов то, что было запечатлено ровно сто лет назад великим мастером.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в 1863 г., во Владимирской губернии. Учился в Технологическом институте в Петербурге, получил химическое образование.
В конце XIX-го - начале.XX-го веков фотографы ряда стран стали использовать для получения цветных изображений технику тройной фотографии. Фотокамера фиксировала на одной стеклянной пластинке три изображения, сделанные через синий, зеленый и красный фильтры…
После окончания института в Петербурге Прокудин-Горский в течение двух лет продолжил образование в Германии, где увлекся фотографией и начал исследования в области цветной фотографии.
В 1903 г. он опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами», а в январе 1905 г. на собрании фотографического отдела Императорского Русского Технического общества (ИРТО) он ознакомил собрание со своими работами по цветной фотографии, проводившимися им в течение 3-х последних лет в Берлине в лаборатории профессора Мите и в С.-Петербурге.
Прокудин-Горский продемонстрировал цветные фотографии и императору. Его работы вызвали большой интерес у Николая II, после чего Прокудин-Горский смог получить официальную поддержку для своего грандиозного замысла: "Запечатлеть все достопримечательности нашего обширного отечества в цветах" (поддержка была организационной и не предусматривала предоставление денег). Задумано было сделать около 10000 фотографий, на которых должны были быть показаны достопримечательности всей России от западных границ до Тихого океана.
В 1909 - 1912 гг. фотограф совершил поездки по разным районам Российской Империи (Мариинская водная система, Верхняя Волга, Урал, Западная Сибирь, Кавказ, Средняя Азия).
Проехав в начале ХХ века по железным дорогам от Петербурга до Тобольска и от Мурманска до Туркестана, он создал единственную в своём роде цветную фотолетопись Российской империи. Мгновения текущей жизни и памятники прошлого, затопленные водами рукотворных морей Калязин, Молога и абсолютно достоверные панорамы древних русских городов, запечатлённые мастером, сегодня возвращают нам былое России.
После революции Прокудин-Горский эмигрировал за границу. До середины 1930-х годов он занимался просветительской деятельностью во Франции, работал вместе с братьями Люмьер. Скончался Сергей Михайлович Прокудин-Горский в Париже спустя несколько недель после освобождения города от немцев войсками союзников. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Под впечатлением от Урала, размещаю несколько фотографий Екатеринбурга, сделанных Прокудиным-Горским. Такого Екатеринбурга мы уже никогда не увидим..




А река Чусовая не изменилась.

Хотелось бы подержать в руках альбом его фотографий.

надо отметить, что именно Прокудин-Горский изобрел способ как передать цвет с помощью фотографии, то есть сделал впервые в мире цветные фото…
тут небольшая неточность… суть метода, который изобрёл ПГ была именно в том, что изображение фиксировалось на трёх разных пластинах через три разных фильтра, в результате чего получал три ч/б негатива:
Прокудин-Горский делал цветные фотографии по очень сложной технологии, которой он научился в Германии: между стеклом и светочувствительным слоем (его роль сегодня выполняет сенсор) он по очереди располагал крахмальные фильтры красного, зелёного и синего цветов.
Делал три негативных снимка, с которых печатал монохромные позитивы. Уже через них при помощи проектора пропускали лучи разного цвета, и, при совмещении контуров получалось полноцветное изображение. Особенной чёткости Прокудину удалось добиться, когда он изобрёл собственную светочувствительную эмульсию. С ума сойти, правда?
для того времени это был просто прорыв…
похожей техникой сейчас пользуется Кристофер Беркет, только с современными материалами…
Фотокамера фиксировала на одной стеклянной пластинке три изображения, сделанные через синий, зеленый и красный фильтры…
тут небольшая неточность… суть метода, который изобрёл ПГ была именно в том, что изображение фиксировалось на трёх разных пластинах через три разных фильтра, в результате чего получал три ч/б негатива:

Прокудин-Горский делал цветные фотографии по очень сложной технологии, которой он научился в Германии: между стеклом и светочувствительным слоем (его роль сегодня выполняет сенсор) он по очереди располагал крахмальные фильтры красного, зелёного и синего цветов.
Делал три негативных снимка, с которых печатал монохромные позитивы. Уже через них при помощи проектора пропускали лучи разного цвета, и, при совмещении контуров получалось полноцветное изображение. Особенной чёткости Прокудину удалось добиться, когда он изобрёл собственную светочувствительную эмульсию. С ума сойти, правда?

для того времени это был просто прорыв…
похожей техникой сейчас пользуется Кристофер Беркет, только с современными материалами…

Очень интересно. Спасибо большое за дополнение.
А вот скажите, Alef, как вы считаете, современный процесс фотографирования потерял или приобрел что-то в сравнении с прокудинским?
А вот скажите, Alef, как вы считаете, современный процесс фотографирования потерял или приобрел что-то в сравнении с прокудинским?

он стал проще… доступнее массам… но многое и потерял… цифра внесла в процесс фотографии какую-то… я даже не знаю как это выразить одним словом… и вроде бы сложно отличить фотографию, которая сделана в цифре и пропущена через редактор и аналоговую фотографию… но… как объяснить… раньше, прежде чем нажать на кнопку затвора фотохудожник выстраивал в голове картинку, ту, что он хотел получить в результате своих действий… помнил, что в пленке всего 37 кадров… и у него, зачастую, всего один шанс запечатлеть это мгновение… сейчас, когда фотоаппараты делают по три-пять кадров в секунду и флешки практически бездонны, можно использовать возможности аппарата и не очень задумываться, "если что и не получится, то в фотошопе поправим" :)
да и перенос изображения с пленки на фотобумагу - это было еще то колдовство… кто этого не пережил - понять сложно…
да и перенос изображения с пленки на фотобумагу - это было еще то колдовство… кто этого не пережил - понять сложно…

фотошоп это аналог ретуши в аналоговой фотографии… вряд ли он обесценивает… просто это еще один инструмент фотографа

честно скажу, что ни разу среди старых фотографий не видела подрисованного чего-нить..) я, конечно, совсем не спец..)

доступнее массам… но многое и потерял… цифра внесла в процесс фотографии какую-то…
давайте вместе найдем это слово!
Крутится на языке…
Над кадром перестали думать…
Щелк-щелк-щелк -> слив в интернет 1000 фот -> копайтесь, ищите ценный кадр…
То же самое с информацией в интернете. Сложно найти качественную информацию среди тысяч перепостов и статей недоучек.
Девольвация.

девальвация… вы имеете в виду, что цена отдельного кадра снижается?… наверное и это тоже… цена, в смысле ценности…
но не думать… перестали "вылавливать" момент… сидеть в засаде…
поставил аппарат на серийную съёмку и получи 10 кадров в секунду… может быть один получится
всё можно вытащить в фотошопе… всё, кроме резкости
а по большому счёту, снимать можно хоть на мобилу, если она в руках мастера )
но не думать… перестали "вылавливать" момент… сидеть в засаде…
поставил аппарат на серийную съёмку и получи 10 кадров в секунду… может быть один получится
всё можно вытащить в фотошопе… всё, кроме резкости
а по большому счёту, снимать можно хоть на мобилу, если она в руках мастера )

не совсем даже цена… ценность…
Фотосъемка стала настолько массовой, что теперь найти хороший кадр по трудоемкости, наверное, тоже самое что и сделать (?)
Простой пример: фоток гор сейчас в сотни раз больше, а хороших снимков столько же… Или я не права…
Фотосъемка стала настолько массовой, что теперь найти хороший кадр по трудоемкости, наверное, тоже самое что и сделать (?)
Простой пример: фоток гор сейчас в сотни раз больше, а хороших снимков столько же… Или я не права…

правы… но раньше фотография была уделом избранных и ремеслом, а сейчас доступна всем… гениальные фотографии "размылись" в океане массовости

именно Прокудин-Горский изобрел способ как передать цвет с помощью фотографии
Прокудин-Горский делал цветные фотографии по очень сложной технологии, которой он научился в Германии
Не помните, как по-научному называются взаимоисключающие параграфы? ;)

в германии он освоил технологию изготовления цветных желатиновых фильтров, ДВ… которую и использовал в дальнейшем
и не надо столько желчи и искать несоответствия… никчомно это… берегите себя
и не надо столько желчи и искать несоответствия… никчомно это… берегите себя

Откуда желчь? Просто поправка.
Например: кто все-таки изобрел метод фотографирования с тремя фильтрами? ;)
Например: кто все-таки изобрел метод фотографирования с тремя фильтрами? ;)

вы хотите услышать от меня фамилии Максвелла, Фогеля и Митте?
П-Г непосредственно участвовал в разработке технологии цветной фотографии учась в германии…
и телевидение тоже мы изобрели… и радио… и лампоку ильича :)
П-Г непосредственно участвовал в разработке технологии цветной фотографии учась в германии…
и телевидение тоже мы изобрели… и радио… и лампоку ильича :)

На левой стене вы видите портрет академика Иванова. Который открыл закон всемирного тяготения, изобрел электричество, лампочку и автобус.
На правой стене вы видите портрет академика Сидорова, который изобрел академика Иванова ))
На правой стене вы видите портрет академика Сидорова, который изобрел академика Иванова ))
Последние обсуждаемые темы на этом форуме: | Ответов | Автор | Обновлено |
---|---|---|---|
Кигуруми | 1 | lecompt1221 | 18.02.2025 в 13:25 Самурай |
Посоветуйте что-то | 2 | kirimayne | 28.11.2024 в 17:37 Самурай |
it-аутсорсинг | 3 | Jannxx | 22.11.2024 в 17:33 Самурай |
супер сайт | 2 | Semenn | 22.11.2024 в 17:33 Самурай |
быстрые деньги | 4 | Semenn | 22.11.2024 в 17:30 Самурай |