Обсуждение блогов
Блог: Sabina
![](http://preview.nnov.org/avatarcrop40/0/13/05/1305064.jpg)
Блог: Jeeves' Diary
Возможно, за спинами Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, Сабина Шпильрейн всегда будет смотреться «в контексте» + гадким утенком мировой психиатрии. Смотреться и расцениваться несправедливо и предвзято.![](http://img.nnov.org/data/myupload/1/305/1305064/sabina-spielrein.jpg)
Сабина Шпильрейн родилась в России, Ростове-на-Дону и происходила из зажиточной еврейской семьи. Ее отец, Николай был предпринимателем, а ее мать Ева - дантистом. Сабина была блестящей ученицей, но в 1904 году, вскоре после того как она закончила среднюю школу, была отправлена в Бургольцли - психиатрическую клинику в Цюрихе, которую тогда возглавлял Йоген Блейлер. По одной версии, это стало следствие потрясения на смерть ее сестры, по другой — обострившиеся отношения внутри семьи. Из записей в ее карте явствовало, что «больная попеременно смеется и плачет, странно, компульсивным образом ведет себя… у нее отмечаются нервные тики, происходит непроизвольное подергивание конечностей». Часть симптомов ее болезни была описана молодым стажером по имени Карл Юнг.
![](http://preview.nnov.org/upload/0/data/myupload/1/305/1305064/jung.jpg)
Карл Густав Юнг, который диагностировал ее, описал признаки ее поведения как типичный пример психотической истерии ввиду тяжелой детской психической травмы и охарактеризовал это ( т.к., имхо, тогда до фактического разрыва с Фрейдом, все им трактовалось в русле фрейдистской теории бессознательного) как невроз подсознательной «болезненной любви» к ее отцу + тирания над ребенком последнего. В конце письма Фрейду, Юнг писал: «физические наказания которые применялись ее отцем с четырех лет до семи, к сожалению, были преждевременными и только наносили вред развитию общей и сексуальной осведомленности пациента». Далее случилось непредвиденное. Терапевтический эффект психоанализа превзошел все ожидания Юнга, но… они полюбили друг друга. «Во время лечения пациент имел несчастье влюбиться в меня», пишет он. Неизвестно, имел ли Юнг физическую близость с Сабиной, или это были чисто платонические чувства. Так или иначе, их отношения длились 5 лет до 1909 года, когда Юнг ушел из Бургольцли. Позже он утверждал, что он поддерживал контакты с ней только потому, что он «боялся рецидива». Тем не менее, их роман характеризовался массой слухов - письма, переговоры, переписка, визиты, обвинения, оправдания — все это с явным нарушением врачом и пациентом границ медицинской этики.
Кроме того, Шпильрейн вступила в переписку с Фрейдом в 1909 году и таким образом усугубляет и без того сложные отношения между Юнгом и Фрейдом, которые далее превратились в окончательный разрыв.
После ухода из психиатрической больницы в 1905 году, Шпильрейн жила самостоятельно в Цюрихе, изучала медицину в университете, который окончила в 1911 г. написав блестящую ( без преувеличения) дипломную работу о диагностике шизофрении. Тогда не существовало копирайта как такового, но в работах Юнга касающихся аспекта диагностики, некоторые находят прямые заимствования + умозаключения взятые им из работы Шпильрейн «Uber den psychologischen Inhalt eines Falles von Schizophrenie», причем они довольно очевидны.
Лейтмотив ее посылок был в том, что шизофрения в контексте либидо больного всегда носит характер отчужденного второго «я». Шизофреник придумывает свое альтер-эго и на него проецирует свое либидо, т.к. секс с его истинным «я» у него ассоциируется с разрушением = он его панически боится. Однако в состоянии раздвоенности где есть другое «я», другое сознание, другой мир — либидо находит себе нишу и, зачастую вследствии страха от подавленности, выплескивается во второе «я» с удвоенной или утроенной силой. Это также касается и перверсий.
Отчасти правильность посылок Шпильрейн я нашел в том, что маньяк или просто человек страдающей от диссоциации личности при просмотре, описании или свидетельстве о его сексуальных действиях пугается, не понимает, не помнит = не ассоциирует себя с тем, кто был он на тот момент. В его сознании, даже если это запечатлено на пленку — там был другой человек, не он, а клон, герой или антигерой посланный туда-то и кем-то и т.д. - но не он или она сами.
Как-то я прочел мысли Иоанна Павла II, римского папы и философа. Он называет Фрейда «воспитателем подозрительности», и упрекает его за абсолютизацию примата животного начала и инстинктов в формировании общественной морали через призму доминанты фаллоса — в прямом или сублимированном виде. Но…Горькая истина заключается не только в том, что человек балансирует между Танатосом ( богом смерти) и Эросом (богом любви) , а то, что 2 этих шизофренически диссоциативных божества суть одно существо как китайские «инь» и «янь» плавно перетекают друг в друга или как римский двуликий Янус — в зависимости от обстоятельств или психического здоровья. Избыток Эроса порождает Танатос, а избыток Танатоса ведет к Эросу.
«Я люблю его, несмотря ни на что. Вся моя работа пронизана этой любовью. Я люблю его и одновременно ненавижу, потому что он мне не принадлежит.» (из дневника Сабины Шпильрейн)
Венеция , пожалуй, самый амбивалентный город в мире. Город на сваях-фаллосах вколоченные в темную воду — бескрайний символ женского начала и он же символ смерти. Город разврата и торговой фертильсности ( Эрос) , корни которой кроются в Танатосе.
Бродский несомненно был движим любовью к смерти через испытание чувства «смерти любви», когда говорил о том, что хочет быть похоронен в Венеции. Я знал одного итальянца, живущего там, который говорил так: « остров — это все же земля, уходящая в землю, а земля уходящая в воду — это совсем другое. Это разные энергии, приводящие в смятение ум. На это нужно или подсесть как наркоман на иглу, или лучше не начинать вовсе. Я много раз ненавидел этот город и уезжал из него. Но проходило где-то 3-4 месяца и я испытывал невероятную ностальгию до боли в сердце. И возвращался. Я понимал, что куда бы я не поехал, я все равно туда вернусь».
Вернемся к Сабине Шпильрейн. Неизвестно, что и как у ней было после Юнга. В 1911-1912 годах Сабина приезжала в в Россию, в Ростове-на-Дону она выступала с лекциями о психоанализе. Летом 1912 г. она вышла замуж за российского врача Павла Шефтеля, с которым прежде познакомилась в Австрии. В декабре 1913 г. в Берлине у них родилась дочь, которой дали имя Рената. В 1923 году она вернулась в Россию, преподавала в университете в Ростове и основала клинику психоаналитической помощи для детей. Советское правительство поначалу с воодушевлением восприняло идеи Шпильрейн + помогало ей финансово, но затем финансирование было свернуто. В 1926 году у нее родилась вторая дочь, Ева. Между тем, отношения с Павлом, ее мужем, были далеки от идеальных — у Павла появилась другая женщина, Ольга Сниткова, которая родила от Павла дочь. Павел фактичеки не проживал в семье. В 1930 вышел указ о закрытии Русского Психоналитческого Общества. Сабина очень переживала это. Она работала врачом в поликлинике + на полставки в школе, еле сводила концы с концами. В этом же году в журнале «Имаго» была опубликована ее последняя научная работа – о детских картинах, нарисованных с закрытыми и открытыми глазами.
В 1935-38 годах три брата Сабины были репрессированы и расстреляны. Она сама чудом избежала репрессий. Павел, ее муж, скончался в 1937-м от сердечного приступа.
В 1941-м немецкие войска оккупируют Ростов. Несмотря на многочисленную информацию и слухи, Сабина категорически отказывается в это верить. Главный ее аргумент в ее убеждении собственной правоты — она жила в германской среде, знает немецкую культуру, в совершенстве владеет языком и не верит в то, что ей говорят об уничтожении еврейского населения. В августе 1942-го она и две ее дочери, как многие другие евреи были расстреляны в Ростове-на-Дону, в районе Змиевской Балки.
Она написала около 30 работ, и одна из них, «Разрушение как причина бытия» (1912), как полагают, повлияло позднее на теорию Фрейда об инстинкте смерти. О ней написано ряд книг, самая интересная из которых, пожалуй, работа итальянского прозаика + психоаналитика Альдо Каротенуто "Секретная симметрия. Сабина Шпильрейн между Фрейдом и Юнгом".
В кинематогрофе о ней сняты документальный фильм Элизабет Мартон на «Мое имя было Сабина Шпильрейн» (2002) и итальянский фильм Роберто Фаэнца Soul Keeper (2002).
Где-то около года назад в англоязычный прокат вышел A Dangerous Method/Опасный метод Дэвида Кроненберга. Роль Сабины Шпильрейн играет Кейра Найтли. Фрейда и Юнга у Кроненберга соответственно сыграли Вигго Мортенсен ( Фрейд) и Майкл Фассбендер (Юнг). То, что так показано и что происходило на самом деле в русле исторических событий, думаю, следует оставить за кадром или кадрами. Но безусловно одно: Кроненбергу удалось создать историю — пусть своеобразную не без голливудского «катча», но интересную и вполне удачную.
![](http://preview.nnov.org/avatarcrop40/0/22/22514.jpg)
Опасный метод
Выход в прокат в России планировался 17 ноября 2011, но перенесен на 26 января 2012 года (С)…
Хорошо..
Подождем ещё чУточку!
Выход в прокат в России планировался 17 ноября 2011, но перенесен на 26 января 2012 года (С)…
Хорошо..
Подождем ещё чУточку!
![](http://preview.nnov.org/avatarcrop40/0/20/20902.jpg)
Зачем спускаться в ад, погружаться в какие-то перевернутые человеческие состояния? Ради эрудиции, практического смысла?.. Я не понимаю.
Посмотрите лучше «Объяснение в любви». Любовь сильнее смерти… Главный герой -чудак-идеалист, смешной и трогательный, но он прав во всем, удивительно прав…
http://youtu.be/cXUgnT3Tau0
Посмотрите лучше «Объяснение в любви». Любовь сильнее смерти… Главный герой -чудак-идеалист, смешной и трогательный, но он прав во всем, удивительно прав…
http://youtu.be/cXUgnT3Tau0
Последние обсуждаемые темы на этом форуме: | Ответов | Автор | Обновлено |
---|---|---|---|
ФИЛЬМ "ДОРОГА К СЕБЕ" | 2 | Инная | Вчера в 08:58 Самурай |
30 января 2018 в 14:52 | 2 | giocipi | 15.02.2025 в 13:58 Самурай |
Банкротство туроператора Panda Travel | 7 | SweedenFeed | 15.02.2025 в 03:13 Самурай |
Имитация природных катаклизмов: как ИИ моделирует экосистемные изменения в мире | 2 | Valeriy13 | 14.02.2025 в 17:21 Самурай |
10 октября - День города! Смена "пашистсткой" власти! | 7 | Свободные Дзержинцы | 14.02.2025 в 05:39 Самурай |