Обсуждение блогов
Блог: Новые находки о Стародубе Вотском(Вочскый).
Неожиданно попалось на просторах интернета словосочетание Стародуба Воцского..Все больше Вачкасов подсоединяются к поискам в разных направлениях.Вот и тут попалось землячки Арефьевой версия по старым церковным записям на уважаемом Нижегородском сайте .Думаю ,были большие трудности читать эти старинные записи на ,не совсем понятной нам уже ,письменности тех времен. Да и на сайт Арефино - инфо давно не заходил..Там они копают свою версию,которой и я во многом придерживаюсь. Арефино,а в те далекие времена,Зяблицкий погост ,были важнее,и крупней нынешнего райцентра Вача.Да и дороги ,древние сакмы, судя по древним картам,там где то рядом проходили.В том числе и старая Муромская дорога через Давыдово ,Чеванино ,мимо Зяблицкого погоста и на Павловский острог .Там была и почта на округу,трактиры со сменными лошадьми.Как знать,как знать-может еще от монгольского завоевания.Они очень серьезно относились к дорогам ,в том числе и к смене лошадей,для быстрейшей доставки сведений своим правителям.Да и другая древняя дорога на Стародубовский перевоз пересекала тоже рядом. Так что был Зяблицкий погост на перекрестке дорог с ,уже помечанными значками церквей на древних картах…..Материал предоставлен Галиной Арефьевой для публикации
в рамках проекта «Места памяти Нижегородской области»
Из церковных летописей о Стародубе Воцком (Вотском)
Изучать старинные документы, которые интересны своим стилем изложения, терминологией, а также своей подлинностью довольно интересно. Несмотря на то, что их трудно читать, а порой даже уловить их смысл, всё равно они привлекают внимания читателя. К таким документам, прежде всего, относятся церковные летописи, которые, как правило, составляли священники. Они описывали не только храмы и их убранство, но и подарки, сделанные тем или иным благотворителем. По отдельным подаркам можно установить точную дату того или иного события.
Например, в летописи Троицкой церкви Зяблицкого Погоста говорится, что в храме находилась амечательная по своей древности водосвятная чаша из красной меди посеребренная, на которой по краям сделана чеканная надпись: «В лето 7146 (1636) сию чашу на водоосвящение дал боярин Иван Никитович Романов человек Михаил Азарион в Стародубе Воцком в селе Погосте Живоначальной Троице да Николе Чудотворцу, мученице Параскевы, нарицаемой Пятницей, по себе и своих родителях в наследие вечных благ и будущего ради покоя».
Из этой записи видно, что Троицкая церковь была уже в 1636 году, а чащу медную посеребренную дал боярин Иван Никитович Романов человеку Михаилу Азарину в Стародуб Воцкий (Вотский) в селе Погосте храму Живоначальной Троице да Николе Чудотворцу, мученице Параскевы, нарицаемой Пятницей.
В приказе по сбору денежных средств за подписью дьяка Ивана Протопопова отмечается, что в Муромских книгах 1629 и 1630 годов в Стародубском стане (административный центр) за боярином Иваном Никитовичем Романовым числился Погост Николая Чудотворца с приделом во имя великомученицы Прасковеи, нарицаемой Пятницей. А на церковной земле 27 лавок, три харчевни, девять шалашей, двадцать полков. Торгуют в них приезжие из разных городов один день в неделю. Оброки с лавок, шалашей и с полков платят исстари попам по восемнадцать рублей в год. В Муромской книге есть письмо, посланное в Москву попом Иваном Васильевым села Погост церкви Николая Чудотворца. Сторона под названием Стародубья упоминается в описание Перемиловских гор И.М. Ландышева (дьякон Липовецского Погоста, ныне Чулково). Он говорил, что Стародубом или Стародубьем называются конечности Муромского заречного (за рекой Окой) уезда. Эти границы точно определить нельзя, но приблизительно в него входили три волости: Варежская, Загаринская и Арефинская.
Муромский краевед Е.П.Добрынкин писал, что один из пунктов Перемиловских гор носит в Муромском уезде названия «Стародубья». Географическое положение, которого предание очерчивает так: «От берегового села Клин вниз по течению реки Оки до берегового села Вареж. Ширина Стародубья простирается от берегового гребня до Нижегородского почтового тракта с крайними селениями в нем: Глебовым, Зяблицким Погостам (селом Арефиным). Отсюда видно, что территория Стародубья была довольно большая и состояла из Государевых, помещичьих, монастырских и разных других владений вотчинников.
Из вышеизложенного материала следует, что Стародуб Воцкий (Вотский) был. Вопрос только в том, где располагался административный центр вотчинника (землевладельца) боярина Ивана Никитовича Романова. Под Стародубом Вотским следует понимать территорию Стародубья, которая принадлежала вотчиннику, и во главе её стоял управляющий, назначенный вотчинником.
В пользу села Арефино Вачского района Нижегородской области говорит то, что через Арефино, сельцо Озябликово и Зяблицкий Погост проходил почтовый тракт Нижний Новгород – Зяблицкий Погост (Арефино) – Новоселки – Муром. По летописным сведениям, почтовый тракт существовал с момента образования Нижегородского княжества (1341 год). В сельце Озябликово (ныне Арефино) имелась почтовая контора для приема и выдачи корреспонденции. Сюда присылались письма, телеграммы и для жителей села Вачи, но с пометкой на конверте. Например, «Озябликово, Сергею Дмитриевичу Кондратову для передачи Короленко (отражено в письмах В.Г.Короленко в 1897 году). Там была обустроена ямщицкая станция для смены экипажей и лошадей. Кроме того, в Зяблицком Погосте уже вначале XVI века велась бойкая торговля, развивалось кустарное производство.
img.nnov.org/data/myupload/4/100/4100661/573160994.jpgКакие еще тайны хранят архивы и амбарные книги тех времен выцветшие от времени с еле заметным читаемым текстом? Возможно и всплывут еще факты подлинной истории того далекого времени. Я понимаю, факты о захолустном крае меньше привлекают внимание.Еще многие годы разбирать,анализировать,решать сложные кроссворды, прежде чем информация появится не у архивариусов ,а в свободном цифровом виде и ,также,карты,пусть и не точные,не космические,с пояснением старых названий поселений,пустошей,рек,дорог.Словом-подлинники того времени,не переработанные в угоду верхушке и правящему строю.Вот тогда мы и в захолустьях сможем определить где находился городок Стародуб Воцкий или Вотский,Стародубовский перевоз а не Павлов перевоз.Я понимаю,что река Ока ох как переместилась за это время,образовав многочисленные озера и старицы на пойменном берегу и меняя свой фарватер.
Захотелось прояснить,за какие такие заслуги боярин Иван Никитович Романов передал через доверенное лицо в Стародуб Воцком административном образовании в церковь Погоста Зяблицкого чашу именную в память(…по себе и своих родителях в наследие вечных благ и будущего ради покоя..) на водосвятные дела. Вряд ли он бывал здесь ,в этом погосте,за исключением,когда он возвращался с сылки по амнистии ( как и многие Романовы ,бывшие в опале) Может он и проезжал по Старой Муромской дороге через Погост,может и лошадей менял,может и в церковь заходил (тогда она еще древней будет) ,возращаясь из ссылки в Нижний. Вот как описывают то время:… В 1601 г., когда опала постигла Романовых и их родственников, Иван Никитич также был сослан, 30-го июня, в Пелым, под наблюдением стрелецкого головы Смирнова-Маматова, который повез его из Москвы уже в оковах не вследствие царского указа, а из опасения, чтобы он не бежал с дороги. 20-го ноября 1601 г. в Пелым был привезен его брат Василий Никитич, совершенно больной, вследствие изнурительного пути от Яренска до Пелыма. Три месяца прожили братья в одной избе, прикованные к стенам. К их счастью, с Иваном Никитичем поехал в ссылку его человек Сенька Иванов, по прозванию "Натирка"; он ухаживал сначала за Иваном Никитичем, который, судя по донесению Маматова, "болен старою болезнию, рукою не владеет, на ногу маленько приступает", а затем и за Василием Никитичем. Весьма возможно, что Маматов напрасно употребил выражение "старою болезнию", желая лишь сложить с себя ответственность. На содержание Ивана Никитича было выдано Маматову 90 руб. и велено приготовлять мясные и рыбные кушанья и печь белый хлеб. После смерти Василия Никитича (15-го февраля 1602 г.) участь Ивана Никитича была облегчена. В марте Маматов получил предписание ехать с ним в Уфу; в конце мая Ивану Никитичу и его племяннику князю Ивану Борисовичу Черкасскому дозволено было быть "на службе в Нижнем Новгороде, а осенью им обоим велено было ехать к Москве. Если верить "Новому Летописцу", Иван Никитич был отправлен в родовую вотчину Романовых — село Клины, где и находился под надзором Маматова. В 1605 г., июля 30-го, в день венчания на царство Лжедимитрия, Иван Никитич пожалован был в бояре, а затем был одним из членов "Государственного Сената" в правление Лжедимитрия, который "всем обильно наполнил" Ивана Никитича. В 1606 г., в числе других бояр и воевод, он был послан царем Василием Ивановичем Шуйским в Козельск, а в 1607 г., января 17-го, был одним из поезжан на свадьбе царя Василия Шуйского, а за обедом в день свадьбы и на следующий день сидел в кривом столе. В 1607—1608 г. он неоднократно участвовал в походах против "воров", как называли приверженцев второго Лжедимитрия; он бывал вторым воеводою большого полка, в товарищах у князя Ив. Ив. Шуйского и у князя Вас. Мих. Скопина-Шуйского. При походе к Туле против "Тушинского вора", т. е. второго Лжедимитрия, князь Гр. Петр. Ромодановский, бывший вторым воеводою в передовом полку, бил челом государю "о местех" на Ивана Никитича Романова, второго воеводу большого полка. Для оберегания Москвы от нападения Тушинского вора князь Скопин-Шуйский и Иван Никитич стояли с большим полком у Тверских ворот. В сентябре 1610 г. бояре настаивали, чтобы ввести в Москву польские войска, так как де иначе чернь может передать ее Тушинскому вору. Патриарх Гермоген был сначала против этой меры, но уступил доводам Ивана Никитича, сказавшего, что если гетман Жолкевский отойдет от Москвы, то боярам ничего другого не останется делать, как идти вслед за поляками для спасения своих голов. В 1612 г., января 25-го и 26-го, находившиеся в Москве бояре послали увещательные грамоты в Кострому и Ярославль: о пребывании в верности избранному в Московские цари Польскому королевичу Владиславу, о невспоможении стоящим под Москвою воеводам князю Трубецкому и Заруцкому и о присылке к гетману Хоткевичу и к ним, боярам, выборных от города людей с повинною. Под этими грамотами подписался очень твердым и четким почерком, лучше всех остальных, "Боярин Иван Никитич Романов". В мае 1613 года он подписался под окружною грамотою об избрании на Российский престол родного племянника своего, Михаила Феодоровича Романова. 11-го июня того же года, в день венчания на царство Михаила Феодоровича, посольский дьяк объявил от имени царя в Золотой Палате, перед тем, как идти в Успенский Собор, что государь велел князю Феод. Ив. Мстиславскому осыпать себя золотыми, Ивану Никитичу Романову держать Мономахову шапку, а князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому держать скипетр. Князь Трубецкой бил челом на Ивана Никитича "о местех, что ему меньше Ивана быть невместно". Государь сказал князю Трубецкому: "ведомо твое отчество перед Иваном, мочно ему тебя менши быть; а ныне тебе быти для того, что мне Иван Никитич по родству дядя, а быть вам без мест". Вследствие такого распоряжения Иван Никитич держал шапку Мономаха, когда принесли ее с Казенного двора в Успенский Собор, а перед миропомазанием держал царский венец на золотом блюде.За Иваном Никитичем числилось в 1613 году вотчин 4626 четвертей и поместий 448 четвертей. Не знаем, были ли ему возвращены все земли, отобранные царем Борисом во время опалы над Романовыми. Из "Никитичей", при воцарении Михаила Феодоровича, находились в живых только старший и младший, следовательно, — земельные владения Никиты Романовича должны были поделиться между сыном Феодора Никитича (Филарета) — царем Михаилом и Иваном Никитичем. В Московском уезде Иван Никитич владел деревней Бутыркиной, в Коломенском — деревней Ратчиной, в Калужском — селом Спасским; в Вязьме на посаде у него была слобода. Из межевой книги 1628 г. известно, что у Ивана Никитича, имевшего вотчины в Елецком уезде, возник спор о земле с селом Романовым городищем (Лебедянского уезда). Надо полагать, что Иван Никитич никогда не заглядывал в эти отдаленные от Москвы вотчины, и его приказчики и крестьяне, надеясь на силу своего господина Иван Никитич Романов, князь Иван Борисович Черкасский и Феодор Иванович Шереметев составляли как бы семейный совет юного царя Михаила и пользовались большим уважением не только в царской семье, но и среди бояр. Старейший боярин — князь Феодор Иванович Мстиславский, перед смертью, последовавшею 19-го февраля 1622 г., назначил их своими душеприказчиками, и они приводили в исполнение духовную грамоту этого последнего представителя родовитых князей Мстиславских, распределяя по монастырям завещанные им денежные суммы.
У Ивана Никитича было четыре сына и четыре дочери: Андрей и Димитрий скончались, по-видимому, в младенчестве, Иван скончался 30-го июля 1625 г., Никита умер 11-го декабря 1654 г.; Прасковья старшая, Ирина и Прасковья младшая скончались в младенчестве; Марфа была замужем за князем Алексеем Ивановичем Воротынским…..Как знать,как знать? Почему он сблаговолил эту посеребрянную чашу Зяблицкому Погосту (современное село Арефино),?Он был одним из душеприказчиков семейного совета и распределял завещаные Мстиславским денежные суммы. А может и утварь , чаши для водоосвящения ? Может и в память о своих родителях и детях,обогнавших ,в большинстве ,его самого..
А в монастыре в Орефино 17 келий,а живут в них 19 стариц, а по грамоте Великого Государя дается государево жалование денежно и хлебной руги 17 старицам по окладу боярина Ивана Никитовича Романова.Монастырю принадлежали рыбная по обе стороны реки Оки,озеро Долгое,озеро Нутряное,да завод с повольем,озеро Стеньково и др. По грамоте Великого Государя велено так же монастырю и сено косить,как им дано при боярах…Много чего еще было-,,,,,под горницей тюрьма ,да в селе Орефино кружечный двор а питейную прибыль и таможенную пошлину в казну.Да на речке Идомке винокурня,солодовня да овин солодоменный..Ну и дела были у Входо-Иерусалимской церкви- вот когда еще начали спаивать местных людишек и все не закончат и 21 веке. Вемерают однако!
Ну а это из подлинника и ссылкой на древние записи по Стародубской местности погосты древние.Какие и где существовали деревянные церкви в 16-17 веке и сколько их было в Арефине,Погосте ,Ваче,Казакове,Новоселках и других приходах…
в рамках проекта «Места памяти Нижегородской области»
Из церковных летописей о Стародубе Воцком (Вотском)
Изучать старинные документы, которые интересны своим стилем изложения, терминологией, а также своей подлинностью довольно интересно. Несмотря на то, что их трудно читать, а порой даже уловить их смысл, всё равно они привлекают внимания читателя. К таким документам, прежде всего, относятся церковные летописи, которые, как правило, составляли священники. Они описывали не только храмы и их убранство, но и подарки, сделанные тем или иным благотворителем. По отдельным подаркам можно установить точную дату того или иного события.
Например, в летописи Троицкой церкви Зяблицкого Погоста говорится, что в храме находилась амечательная по своей древности водосвятная чаша из красной меди посеребренная, на которой по краям сделана чеканная надпись: «В лето 7146 (1636) сию чашу на водоосвящение дал боярин Иван Никитович Романов человек Михаил Азарион в Стародубе Воцком в селе Погосте Живоначальной Троице да Николе Чудотворцу, мученице Параскевы, нарицаемой Пятницей, по себе и своих родителях в наследие вечных благ и будущего ради покоя».
Из этой записи видно, что Троицкая церковь была уже в 1636 году, а чащу медную посеребренную дал боярин Иван Никитович Романов человеку Михаилу Азарину в Стародуб Воцкий (Вотский) в селе Погосте храму Живоначальной Троице да Николе Чудотворцу, мученице Параскевы, нарицаемой Пятницей.
В приказе по сбору денежных средств за подписью дьяка Ивана Протопопова отмечается, что в Муромских книгах 1629 и 1630 годов в Стародубском стане (административный центр) за боярином Иваном Никитовичем Романовым числился Погост Николая Чудотворца с приделом во имя великомученицы Прасковеи, нарицаемой Пятницей. А на церковной земле 27 лавок, три харчевни, девять шалашей, двадцать полков. Торгуют в них приезжие из разных городов один день в неделю. Оброки с лавок, шалашей и с полков платят исстари попам по восемнадцать рублей в год. В Муромской книге есть письмо, посланное в Москву попом Иваном Васильевым села Погост церкви Николая Чудотворца. Сторона под названием Стародубья упоминается в описание Перемиловских гор И.М. Ландышева (дьякон Липовецского Погоста, ныне Чулково). Он говорил, что Стародубом или Стародубьем называются конечности Муромского заречного (за рекой Окой) уезда. Эти границы точно определить нельзя, но приблизительно в него входили три волости: Варежская, Загаринская и Арефинская.
Муромский краевед Е.П.Добрынкин писал, что один из пунктов Перемиловских гор носит в Муромском уезде названия «Стародубья». Географическое положение, которого предание очерчивает так: «От берегового села Клин вниз по течению реки Оки до берегового села Вареж. Ширина Стародубья простирается от берегового гребня до Нижегородского почтового тракта с крайними селениями в нем: Глебовым, Зяблицким Погостам (селом Арефиным). Отсюда видно, что территория Стародубья была довольно большая и состояла из Государевых, помещичьих, монастырских и разных других владений вотчинников.
Из вышеизложенного материала следует, что Стародуб Воцкий (Вотский) был. Вопрос только в том, где располагался административный центр вотчинника (землевладельца) боярина Ивана Никитовича Романова. Под Стародубом Вотским следует понимать территорию Стародубья, которая принадлежала вотчиннику, и во главе её стоял управляющий, назначенный вотчинником.
В пользу села Арефино Вачского района Нижегородской области говорит то, что через Арефино, сельцо Озябликово и Зяблицкий Погост проходил почтовый тракт Нижний Новгород – Зяблицкий Погост (Арефино) – Новоселки – Муром. По летописным сведениям, почтовый тракт существовал с момента образования Нижегородского княжества (1341 год). В сельце Озябликово (ныне Арефино) имелась почтовая контора для приема и выдачи корреспонденции. Сюда присылались письма, телеграммы и для жителей села Вачи, но с пометкой на конверте. Например, «Озябликово, Сергею Дмитриевичу Кондратову для передачи Короленко (отражено в письмах В.Г.Короленко в 1897 году). Там была обустроена ямщицкая станция для смены экипажей и лошадей. Кроме того, в Зяблицком Погосте уже вначале XVI века велась бойкая торговля, развивалось кустарное производство.
img.nnov.org/data/myupload/4/100/4100661/573160994.jpgКакие еще тайны хранят архивы и амбарные книги тех времен выцветшие от времени с еле заметным читаемым текстом? Возможно и всплывут еще факты подлинной истории того далекого времени. Я понимаю, факты о захолустном крае меньше привлекают внимание.Еще многие годы разбирать,анализировать,решать сложные кроссворды, прежде чем информация появится не у архивариусов ,а в свободном цифровом виде и ,также,карты,пусть и не точные,не космические,с пояснением старых названий поселений,пустошей,рек,дорог.Словом-подлинники того времени,не переработанные в угоду верхушке и правящему строю.Вот тогда мы и в захолустьях сможем определить где находился городок Стародуб Воцкий или Вотский,Стародубовский перевоз а не Павлов перевоз.Я понимаю,что река Ока ох как переместилась за это время,образовав многочисленные озера и старицы на пойменном берегу и меняя свой фарватер.
Захотелось прояснить,за какие такие заслуги боярин Иван Никитович Романов передал через доверенное лицо в Стародуб Воцком административном образовании в церковь Погоста Зяблицкого чашу именную в память(…по себе и своих родителях в наследие вечных благ и будущего ради покоя..) на водосвятные дела. Вряд ли он бывал здесь ,в этом погосте,за исключением,когда он возвращался с сылки по амнистии ( как и многие Романовы ,бывшие в опале) Может он и проезжал по Старой Муромской дороге через Погост,может и лошадей менял,может и в церковь заходил (тогда она еще древней будет) ,возращаясь из ссылки в Нижний. Вот как описывают то время:… В 1601 г., когда опала постигла Романовых и их родственников, Иван Никитич также был сослан, 30-го июня, в Пелым, под наблюдением стрелецкого головы Смирнова-Маматова, который повез его из Москвы уже в оковах не вследствие царского указа, а из опасения, чтобы он не бежал с дороги. 20-го ноября 1601 г. в Пелым был привезен его брат Василий Никитич, совершенно больной, вследствие изнурительного пути от Яренска до Пелыма. Три месяца прожили братья в одной избе, прикованные к стенам. К их счастью, с Иваном Никитичем поехал в ссылку его человек Сенька Иванов, по прозванию "Натирка"; он ухаживал сначала за Иваном Никитичем, который, судя по донесению Маматова, "болен старою болезнию, рукою не владеет, на ногу маленько приступает", а затем и за Василием Никитичем. Весьма возможно, что Маматов напрасно употребил выражение "старою болезнию", желая лишь сложить с себя ответственность. На содержание Ивана Никитича было выдано Маматову 90 руб. и велено приготовлять мясные и рыбные кушанья и печь белый хлеб. После смерти Василия Никитича (15-го февраля 1602 г.) участь Ивана Никитича была облегчена. В марте Маматов получил предписание ехать с ним в Уфу; в конце мая Ивану Никитичу и его племяннику князю Ивану Борисовичу Черкасскому дозволено было быть "на службе в Нижнем Новгороде, а осенью им обоим велено было ехать к Москве. Если верить "Новому Летописцу", Иван Никитич был отправлен в родовую вотчину Романовых — село Клины, где и находился под надзором Маматова. В 1605 г., июля 30-го, в день венчания на царство Лжедимитрия, Иван Никитич пожалован был в бояре, а затем был одним из членов "Государственного Сената" в правление Лжедимитрия, который "всем обильно наполнил" Ивана Никитича. В 1606 г., в числе других бояр и воевод, он был послан царем Василием Ивановичем Шуйским в Козельск, а в 1607 г., января 17-го, был одним из поезжан на свадьбе царя Василия Шуйского, а за обедом в день свадьбы и на следующий день сидел в кривом столе. В 1607—1608 г. он неоднократно участвовал в походах против "воров", как называли приверженцев второго Лжедимитрия; он бывал вторым воеводою большого полка, в товарищах у князя Ив. Ив. Шуйского и у князя Вас. Мих. Скопина-Шуйского. При походе к Туле против "Тушинского вора", т. е. второго Лжедимитрия, князь Гр. Петр. Ромодановский, бывший вторым воеводою в передовом полку, бил челом государю "о местех" на Ивана Никитича Романова, второго воеводу большого полка. Для оберегания Москвы от нападения Тушинского вора князь Скопин-Шуйский и Иван Никитич стояли с большим полком у Тверских ворот. В сентябре 1610 г. бояре настаивали, чтобы ввести в Москву польские войска, так как де иначе чернь может передать ее Тушинскому вору. Патриарх Гермоген был сначала против этой меры, но уступил доводам Ивана Никитича, сказавшего, что если гетман Жолкевский отойдет от Москвы, то боярам ничего другого не останется делать, как идти вслед за поляками для спасения своих голов. В 1612 г., января 25-го и 26-го, находившиеся в Москве бояре послали увещательные грамоты в Кострому и Ярославль: о пребывании в верности избранному в Московские цари Польскому королевичу Владиславу, о невспоможении стоящим под Москвою воеводам князю Трубецкому и Заруцкому и о присылке к гетману Хоткевичу и к ним, боярам, выборных от города людей с повинною. Под этими грамотами подписался очень твердым и четким почерком, лучше всех остальных, "Боярин Иван Никитич Романов". В мае 1613 года он подписался под окружною грамотою об избрании на Российский престол родного племянника своего, Михаила Феодоровича Романова. 11-го июня того же года, в день венчания на царство Михаила Феодоровича, посольский дьяк объявил от имени царя в Золотой Палате, перед тем, как идти в Успенский Собор, что государь велел князю Феод. Ив. Мстиславскому осыпать себя золотыми, Ивану Никитичу Романову держать Мономахову шапку, а князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому держать скипетр. Князь Трубецкой бил челом на Ивана Никитича "о местех, что ему меньше Ивана быть невместно". Государь сказал князю Трубецкому: "ведомо твое отчество перед Иваном, мочно ему тебя менши быть; а ныне тебе быти для того, что мне Иван Никитич по родству дядя, а быть вам без мест". Вследствие такого распоряжения Иван Никитич держал шапку Мономаха, когда принесли ее с Казенного двора в Успенский Собор, а перед миропомазанием держал царский венец на золотом блюде.За Иваном Никитичем числилось в 1613 году вотчин 4626 четвертей и поместий 448 четвертей. Не знаем, были ли ему возвращены все земли, отобранные царем Борисом во время опалы над Романовыми. Из "Никитичей", при воцарении Михаила Феодоровича, находились в живых только старший и младший, следовательно, — земельные владения Никиты Романовича должны были поделиться между сыном Феодора Никитича (Филарета) — царем Михаилом и Иваном Никитичем. В Московском уезде Иван Никитич владел деревней Бутыркиной, в Коломенском — деревней Ратчиной, в Калужском — селом Спасским; в Вязьме на посаде у него была слобода. Из межевой книги 1628 г. известно, что у Ивана Никитича, имевшего вотчины в Елецком уезде, возник спор о земле с селом Романовым городищем (Лебедянского уезда). Надо полагать, что Иван Никитич никогда не заглядывал в эти отдаленные от Москвы вотчины, и его приказчики и крестьяне, надеясь на силу своего господина Иван Никитич Романов, князь Иван Борисович Черкасский и Феодор Иванович Шереметев составляли как бы семейный совет юного царя Михаила и пользовались большим уважением не только в царской семье, но и среди бояр. Старейший боярин — князь Феодор Иванович Мстиславский, перед смертью, последовавшею 19-го февраля 1622 г., назначил их своими душеприказчиками, и они приводили в исполнение духовную грамоту этого последнего представителя родовитых князей Мстиславских, распределяя по монастырям завещанные им денежные суммы.
У Ивана Никитича было четыре сына и четыре дочери: Андрей и Димитрий скончались, по-видимому, в младенчестве, Иван скончался 30-го июля 1625 г., Никита умер 11-го декабря 1654 г.; Прасковья старшая, Ирина и Прасковья младшая скончались в младенчестве; Марфа была замужем за князем Алексеем Ивановичем Воротынским…..Как знать,как знать? Почему он сблаговолил эту посеребрянную чашу Зяблицкому Погосту (современное село Арефино),?Он был одним из душеприказчиков семейного совета и распределял завещаные Мстиславским денежные суммы. А может и утварь , чаши для водоосвящения ? Может и в память о своих родителях и детях,обогнавших ,в большинстве ,его самого..
А в монастыре в Орефино 17 келий,а живут в них 19 стариц, а по грамоте Великого Государя дается государево жалование денежно и хлебной руги 17 старицам по окладу боярина Ивана Никитовича Романова.Монастырю принадлежали рыбная по обе стороны реки Оки,озеро Долгое,озеро Нутряное,да завод с повольем,озеро Стеньково и др. По грамоте Великого Государя велено так же монастырю и сено косить,как им дано при боярах…Много чего еще было-,,,,,под горницей тюрьма ,да в селе Орефино кружечный двор а питейную прибыль и таможенную пошлину в казну.Да на речке Идомке винокурня,солодовня да овин солодоменный..Ну и дела были у Входо-Иерусалимской церкви- вот когда еще начали спаивать местных людишек и все не закончат и 21 веке. Вемерают однако!
Ну а это из подлинника и ссылкой на древние записи по Стародубской местности погосты древние.Какие и где существовали деревянные церкви в 16-17 веке и сколько их было в Арефине,Погосте ,Ваче,Казакове,Новоселках и других приходах…
О Стародубском уезде а не стане в исторических описаниях встречается не редко….Вот к примеру об обозленных казаках в смутное время:Иногда казаки, не удовлетворяясь приставствами, ездили за добычей в соседние уезды — Муромский, Нижегородский, Луховский, Гороховецкий, Кинешемский. Документы сохранили описания таких «экспедиций». 19 октября 50 казаков переправились вплавь через Оку в Пуреховскую волость Нижегородского у. и там «гоняли» за стряпчим Сытного дворца А. Собакиным. Спустя два дня другой отряд во главе с «атаманом Тимохою» (Глухим или Кабардиным) и есаулом Иваном Выходцем перешел в Муромский у. и 21 октября перенравился через Оку в Стародубовскую волость. Здесь казаки «крестьян прожиточных из[-за] животов и их жон жгли, и ломали, и побивали, и грабили». Когда на них напала большая толпа крестьян, казаки бежали за Оку, оставив в руках «стародубовских мужиков» пять своих раненых товарищей. Крестьяне отправили их в Нижний Новгород, где Лыков после расспроса и пытки приказал повесить пленных. В результате этих расспросов в нашем распоряжении оказалось несколько кратких биографий рядовых вязниковских казаков: И. Михайлова, сына московского торгового человека, И. Мануйлова, бывшего крестьянина костромского села Даниловского, Н. Кузьмина, беглого холопа вяземского дворянина А. Озерова. Все они служили в казаках с 1611 г., причем последний в станице Сидора Заварзина, казненного, вероятно, в 1615 г. вместе с М. Баловневым. Романовский татарин В. Арапов стал казаком в 1615 г. Холоп арзамасца С. Мотовилова «малой» А. Григорьев, по его словам, был взят казаками «неволею» в октябре 1618 г.47) Значит мочили Стародубовских мужиков нещадно да и в соседней Пуреховской волости недалеко от современного города Павлова на Оке шкодили обозленные казаки не хило…
Значит имелись какие то административные связи Стародубовской волости Муромского уезда,если крестьяне отправили раненых казаков Лыкову в Нижний Новгород а не в Муром…А о Стародубском уезде ,я перегнул.Но что уже написано пером-не вырубишь. Кнопочки редактирования я не нахожу.
22:51
Подлинная древняя каменная "доска" (плита), возложенная на могилу Осляби и Пересвета в XIV веке и о которой упоминает, например, Н. М. Карамзин [362], т. 5, гл. 1, примеч. 82, сегодня вообще не видна. Под новым надгробием ее нет, как нам сообщили очевидцы, находящиеся в церкви. Возможно, она до сих пор заделана в стену церкви, как о том пишет Н. М. Карамзин. Но об этом в церкви сегодня никто ничего не знает. Скорее всего, она была варварски раздроблена отбойными молотками среди множества других древних плит с надписями, которые на одном из субботников в 1960-х годах были вынесены из церкви и здесь же уничтожены! Об этом нам сообщил (в Старом Симонове, в 1994 году) очевидец событий, в молодые годы принимавший участие в этих субботниках по уничтожению реликвий. Он лично выносил какие-то надгробные плиты из церкви. Во всяком случае, где сегодня находится древняя надгробная плита Пересвета и Осляби и что на ней было написано, нам выяснить так и не удалось. Более того, нам не удалось обнаружить в исторических трудах даже ТЕКСТ НАДПИСИ на плите. Что же на ней было написано? И почему в 60-е годы XX века, когда вроде бы спал революционный угар борьбы с религией, кто-то безжалостно и с пониманием дела отдал изуверский приказ методично раздробить отбойными молотками бесценные древние плиты с подлинными надписями, хранившиеся ВПЛОТЬ ДО НАШЕГО ВРЕМЕНИ в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове? Даже в 20-е и 30-е годы их не тронули.
Может быть, дело на самом деле тут было не только в религии, но и в русской истории? Что касается нас, то мы под давлением известных нам фактов вынуждены заключить, что уже много лет. в нашей стране ведется методическое и незаметное для общественности подлое уничтожение русских памятников старины, которые могли бы пролить свет на подлинное содержание древнерусской истории.
Подлинная древняя каменная "доска" (плита), возложенная на могилу Осляби и Пересвета в XIV веке и о которой упоминает, например, Н. М. Карамзин [362], т. 5, гл. 1, примеч. 82, сегодня вообще не видна. Под новым надгробием ее нет, как нам сообщили очевидцы, находящиеся в церкви. Возможно, она до сих пор заделана в стену церкви, как о том пишет Н. М. Карамзин. Но об этом в церкви сегодня никто ничего не знает. Скорее всего, она была варварски раздроблена отбойными молотками среди множества других древних плит с надписями, которые на одном из субботников в 1960-х годах были вынесены из церкви и здесь же уничтожены! Об этом нам сообщил (в Старом Симонове, в 1994 году) очевидец событий, в молодые годы принимавший участие в этих субботниках по уничтожению реликвий. Он лично выносил какие-то надгробные плиты из церкви. Во всяком случае, где сегодня находится древняя надгробная плита Пересвета и Осляби и что на ней было написано, нам выяснить так и не удалось. Более того, нам не удалось обнаружить в исторических трудах даже ТЕКСТ НАДПИСИ на плите. Что же на ней было написано? И почему в 60-е годы XX века, когда вроде бы спал революционный угар борьбы с религией, кто-то безжалостно и с пониманием дела отдал изуверский приказ методично раздробить отбойными молотками бесценные древние плиты с подлинными надписями, хранившиеся ВПЛОТЬ ДО НАШЕГО ВРЕМЕНИ в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове? Даже в 20-е и 30-е годы их не тронули.
Может быть, дело на самом деле тут было не только в религии, но и в русской истории? Что касается нас, то мы под давлением известных нам фактов вынуждены заключить, что уже много лет. в нашей стране ведется методическое и незаметное для общественности подлое уничтожение русских памятников старины, которые могли бы пролить свет на подлинное содержание древнерусской истории.
Последние обсуждаемые темы на этом форуме: | Ответов | Автор | Обновлено |
---|---|---|---|
Игровой слот Sun of Egypt 3 | 4 | pewiw6 | Сегодня в 00:45 Самурай |
Помилую за бульдожью харизму! | 8 | ManiaCo | 16.11.2024 в 13:20 Самурай |
Чорна п'ятниця | 2 | mokil | 14.11.2024 в 04:12 Самурай |
А вдруг? | 26 | Shadow Builder | 13.11.2024 в 20:15 Самурай |
Новогоднему корпоративу нужна праздничная фотозона. С пайетками | 1 | KartsevRoma | 13.11.2024 в 20:14 Самурай |