Обсуждение блогов

Новая тема Список тем ПравилаУчастники:|||||: АрхивRSS

Блог: Удельное княжество " Стародуб -Воческий".

10.10.2013 в 12:19
Волков Сергей x1
Вот и добрался я к истокам Вочьского удельного княжества.Значит не единственное упоминание в истории о городе древности Стародубе -Вочском.Многие названья сел и деревень ,тех,далеких времен,мне знакомы и сохранились до наших времен с небольшими изменениями. А что {199} ми дала Анна Васильева жена Ивановича села свои Муромские и в Вотском Стародубе с озеры и со всеми уходы, и яз то даю своей же княгине. Да даю своей княгине села Долматовские Юрьева в Хотуньском, и в Ростунове, и в Перемышле, и с деревнями тех сел, и со всим, что к нам потягло, в тех селех волна, кому хочет, тому даст опосле своего живота. ЭТО ИЗ ДУХОВНОЙ ГРАМОТЫ ВАСИЛИЯ 2 ТЕМНОГО 1461ГОД.. А если раньше в предыдущий век ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ДОНСКОЙ ЗАВЕЩЯЛ СВОЕЙ КНЯГИНЕ …А се даю своей княгине: свой примысл Скирменовскую слободку с Шепковым, Смоляные с Митяевским починком и с бортью, с Вышегородскими бортники, Кропивну с бортники с Кропивеньскими и с Исменьскими, и с Гордошевскими, и с Рудьскими, Желескова слободка с бортью, с Ывановым селом с Хороброва, Исконьская слободка, Кузовская слободка, и что княгини моее прикуп, и что к ней потянуло, тo моей княгине. А по которая места слободьские волостели судили те слободы при мне, и княгини моее волостели судят по та же места, как было при мне. А что княгини моее купля Лохно, то ее и есть. А на Коломне мой примысл Самоилецев починок с деревнями, Савельевский починок, Микульское село, Бабышево, Ослебятевское, а то княгини моей. А что ее село Репеньское и прикуп, то ее и есть. А из Московских сел даю своей княгине: Семциньское село с Ходыньскою мелницею, да Остафьевское село, да Илмовьское. А из Юрьевских сел даю ей: куплю свою Петровское село, да Фроловское, да Елох. А Холхол и Заячков, то моей княгине. А что ми дала княгини Федосья Суду на Белеозере, да Колашну, и Слободку, и что благословила княгиню мою Городком да Волочком, та места ведает княгиня Федосья до своего живота, а по ее животе то княгине моей. А теми своими примыслы всеми благословляю княгиню свою, а в тех примыслех волна моя княгини, сыну ли которому даст, по души ли даст. А дети мои в то не вступаются. так у кого прикупила,,,А в Нижегородском княжестве в 14 веке еще не подчинялись Московскому княжеству.
Остается только точней определить место этого загадочного города древности с его крепостью.А крепость в округе,известная нам,была одна - в Городищах. Это сейчас эта деревня микрорайон районного центра Вача….Как знать..Может и приселок Вача возник в те загадочные времена рядом с крепостью.Правда крепости тех времен были деревянно-земляные и не составляли больших трудов разрушить татарве при набегах и склонить местность к послушанию и своевременой уплате налогов и поборов.А шерстили эту малолюдную окраину мелкие группы баскаков и мордвы не редко до берегов реки Оки и здесь им не надо было ждать зимы,когда Ока покроется льдом,чтоб перетащить орудия разрушения крепостей….
Ну вот и добрался я в паутине интернета,что крепость была разрушена в 1239 году при походе татар на северо-восточные земли .А официально известно 16 век. Ну а построена по моим понятиям крепость Стародуба-Воцкий под руководством пришлого князя со своей дружиной из крепостиСтародуба -Черниговского родительской но не долго просуществовало .«Список» подтверждает существование Ярополча Залесского в этот период. «А се города Залескии: Муром на Оце. Стародуб Вочьскыи. ДругыиСтародуб на Клязме. Ярополчь. Гороховець. Бережечь.» Все пожгли,мне кажется и острог Павлов перевоз постигла та же участь .

Никсоновской летописи под 1536 года, где говорится о том, что: «В то же время поставлен град Стародуб на старом месте земляной и делали 10 апреля по 20 июля».

что ко времени составления Списка (1387-1392г.) Ярополча Южного уже не существовало. Одновременно «Список» подтверждает существование Ярополча Залесского в этот период. «А се города Залескии: Муром на Оце. Стародуб Вочьскыи. ДругыиСтародуб на Клязме. Ярополчь. Гороховець. Бережечь.»

Вотчинами стали удельные княжества, получаемые князем в наследство от отца. Количество и размеры вотчин увеличивались путем захвата общинных крестьянских земель, пожалования, купли, обмена. Помимо общих вотчинных прав…

А может это имеет такую версию:Собранные экспедицией музея истфака нижегородского госуниверситета им. Лобачевского данные из частично мордовских сел Большой Макателем и Хозино Первомайского района нашей области свидетельствуют еще об одной загадке. Оказывается, вплоть до XX века, нижегородская мордва-эрзя чтила своих столетия назад усопших предков, захороненных под марами (курганами). В Семик женщины в национальной одежде взбирались на вершины этих насыпей, ложились на бок и скатывались вниз. Якобы, это устанавливало контакты между мирами живых и мертвых, а также помогало исцелиться или предохраниться от всевозможных болезней.
Известный нижегородский филолог и этнолог Николай Морохин приводит данные о следующем обряде из той же местности, который проводился до 1930 годов. В середине лета местные эрзянки устраивали праздник "бабан-каша" (бабья каша) в урочище Калмазырь у древних курганов – месте захоронения мордовских воинов. Старые женщины варили кашу, которой кормили своих внуков. После этого мальчики ползали по траве, «чтобы скорее стали мужчинами и быть сильными». Считалось что при контакте со сдобренной плотью предков землей, дети и подростки магическим образом перенимали силу древних воинов. Когда в 1930 годы курганы распахали тракторами, этот обычай пресекся сам собой.



Особая история возникновения Стародубского стана. До середины 14 века существовало удельное княжество «Стародуб Воческий» . В 1351 году скончался князь Дмитрий Федорович Стародубский, а в 1363 году великий князь Дмитрий Иванович согнал со Стародубского княжения его брата князя Ивана Федоровича, присоединив его земли к своей вотчине. Позднее на его территории образовалась дворцовая волость. Она располагалась на правом берегу реки Ока и называлась Стародубской волостью. Границами ее были: с запада и севера - река Ока, с востока - река Кузома, с юга - река Кутра.
Походы в 1444 году, с целью защиты мордвы, в 1469 году на Казань, сделали правобережную территорию реки Ока более защищенной от набегов. Заселение правого берега стало менее опасным, и туда устремились прочие феодалы. К этому времени, в составе Муромского уезда, были выделены станы. Дубровский стан занимал на правом берегу реки Оки территорию, граничащую на севере со Стародубской волостью, на западе рекой Окой, на востоке - устьем реки Сережи, на юге – рекой Велетьмой. Часть Унженского стана простиралась вдоль реки Оки между Дубровским станом с севера, и рекой Верьей с юга. В 15 веке село Старое Загарино, Оленино с деревнями и угодьями в Дубровском стане принадлежало Пятому Загарину. Деревня Туртапка в Унженском стане числилась за неким вотчинником. Примечательно, что село Оленино, находилось территориально далеко от Дубровского стана; их разделяла Стародубская волость. Но по грамотам оно числилось за Дубровским станом. Объясняется это смыслом станового деления, которое проводилось для более эффективного управления землями в уезде при реформировании вотчин и проведении поместной политики. Стародубская дворцовая волость не входила в сферу влияния Поместного приказа и местной администрации.


В 16 веке происходит активное освоение земель Дубровского и Унженского станов, при сохранении неделимой дворцовой волости. Архимандрит Симанов монастыря Филофей в 1531 году купил у прежнего вотчинника то самое село Старое Загарино, оно же Оленино, с деревнями угодьями. В 1534 году великий князь Иван Васильевич дал жалованную иммунную грамоту на эту вотчину. Муромец Василий Федоров сын Борисов выкупил деревню Туртапку и в 1569 году дал ее в «дом» Муромского Борисоглебского монастыря. Позднее в Борисоглебскую вотчину, на правом берегу реки Оки, вошли село Водное, пожни Стадижерские в Сетчинских лугах с покосами и озерами у Оки, и рыбные ловли. В этом веке Муромскому Собору Рождества Богородицы были пожалованы озеро Беловощи, глухие озера на реке Теще по Семен–голову. В 1597г. царь Федор Иванович жаловал в Собор село Новошино с деревнями, а так же часть Сетченских лугов, прилегающих к тому селу. Наряду с монастырскими, в крае, находились вотчины светских феодалов. По документам Поместного приказа в селе Клин, селе Новоселки Сетчино с деревнями была вотчина Григория Чиркова, в селе Дедово с деревнями - вотчина Есипа Кровкова. Деревня Полон Черновской была вотчиной Тимофея Иванова сына Аристова. Сельцо Пертово с угодиями, ранее принадлежавшее митрополитской вотчине, стало владением Елизария Вылузгина.


Но еще сохранялась опасность для жизни и ведения хозяйства на этой территории. С 1538 года по 1584 год Симанову монастырю были даны 4 грамоты, в которых тот, в связи с разорением от набегов татар, освобождался от уплаты податей на разные сроки и наделялся правом заселения на своей вотчинной земле свободных крестьян. Это не останавливало процесс освоения пустующих земель на правом берегу реки Ока, пик которого пришел на конец 16 и начало 17 века. Способствовало этому, увеличение количества «служилых людей», верстание их и наделение вотчинами и поместьями на вновь присоединенных территориях, так как в центральных районах уже не было свободных земель. События 1606-1609 гг. существенно повлияли на состояние сел и деревень в крае. На его территории находились «литовские заставы», одна из которых находилась у села Сетчено. Интервенты разоряли села и деревни, грабили их население. В декабре 1608 года, царь Шуйский Василий Иванович обратился в «Стародуб вотцкий, к старостам и целовальникам и всем крестьянам в село Ярцево да на Пурех да на Вачу», которые в те смутные времена, поддерживали «Лжедмитрия» с наказом, « помня прежнего Государева царя; прийти к крестному целованию, приведя с собой лутчих человек с десяток, с повинной челобитною в село Давыдово или где съедете с воеводой Олябьевым». В январе 1609 года, во время похода воеводы Андрея Семеновича Олябьева на Муром «Яковцево и Клин выжгли, … и людей секли».
К 1630 году была нарушена целостность Стародубской волости, и в обиход пришло выражение Стародубский стан Муромского уезда. Царь Михаил Федорович в 1621 году жаловал патриарху Филарету в Стародубе Вотцком, село Ярымово, сельцо Мартово с деревнями и со всеми угодьями и лесом и т.д. До описи земель, в 1630 году патриаршие земли имели льготы по уплатье податей в государственную казну. Но после описи, из льготных вышло, 23 выти с полувыти и полполтрети выти земли. В этом году в вотчине великого Государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси было 2 села 5 деревень 2 погоста, в них 2 церкви деревянные, 174 двора крестьянских, 47 дворов бобылей и 13 дворов безпашенных бобылей и 12 дворов пустых. Так же из дворцовой волости было дано боярину Ивану Никитичу Романову в вотчину 2 погоста, села Пуроко и Арефино, 3 сельца, 59 деревень. Его вотчина, являлась самой крупной на правом берегу Оки в Муромском уезде; и была расположена, в основном, в центральной и северной частях Стародубского стана. Только деревня Мещера с угодьями находилась на его южной окраине. В вотчинных селах и деревнях стояло 7 дворов поповых, 2 двора дьячкова, 2 двора пономарей, 2 двора просвирниц, 63 двора бобылей церковных, двор приказчиков, двор приезжих боярских людей, 759 дворов крестьянских, 185 дворов бобыльских, 22 двора беспашенных бобыльских, 180 дворов пустых да 78 мест дворовых.
Голенищевской приход Стародуба Вотцкого был дан в поместье боярину Михаилу Борисовичу Шеину. Центром поместья в 1630 году было село Голенищево. Располагался он на западе стана, по берегу реки Ока, в него входили погост Козьмодемьянский, 22 деревни живущих, 3 деревни и 4 починка пустых. Данное поместье было самым крупным поместьем Муромского уезда на правом берегу реки Оки.
В начале 17 века выросло количество вотчин на территории Дубровского стана. «За осадное московское сидение в королевичев приход» 1618 года царем Михаилом Федоровичем были пожалованы выслуженные вотчины: Григорию Петрову сыну Черткова село Базарово на реке Оке, Миките сыну Чиркова жеребий села Клина. Старые вотчины, по сложившемуся правилу, делили между потомками. Например, вотчинное село Дедово поделили между Есипом и Григорием Суминым, Корманом Мешковым и Иваном Ивановым детьми Кровковыми по четверти села каждому. О качественном состоянии вотчин можно судить, сравнив состояние села Оленино в разное время. В 1545 году в селе было 9 крестьянских дворов. В 1630 году стояло 10 крестьянских дворов жилых и 10 крестьянских дворов пустых, так как крестьяне бежали со своих дворов.
Значительно быстрее, на правобережной территории Дубровского стана развивалось поместное землевладение. Если в конце 16 веке в поместьях было. Село Клин, за Григорием Чирковым; деревня Рогово, за Иваном Чертковым; деревня Монаково, за Григорием Чертковым; деревня Волосово, за Федором Араповым; деревня Малое Окулово, за Иваном Ворыпаев и Иваном и Федором Ивановыми детьми Кикова; деревня Петряева за Лаврентием сыном Аристова, за Панкратием и Василием детьми Кровкова; деревни Князева, за Аксентием Кракозовым; деревня Окулово, за Михаилом Елизаровым. То уже к 1630 году насчитывалось более двух десятков поместных владений. Часть из них образовалась из поместий родственников. Например, в селе Клин в поместьях были жеребья Владимира, Григория и Алексея Григорьевых, их племянника Пантелея детей Чирковых. В селе Рогово с пустошами жеребья у Григория Петрова сына Черткова, Нехорошева и Романа Ивановых детей Юматова, Михаила Иванова сына Совина, Матвея Андреева сына Ивашева. В селе Монаково жеребья Ивана Старого Григорьева сына Черткова и его племянника Иваном Молодого Григорьева сыном Черткова. В сельце Петряево жеребья Никиты и Матвея Лаврентьевых и Алексея Ивана детей Аристова. В деревне Князево жеребья Петра, Мирона и Григория Панкратьевых, Ивана, Алексея и Тимофея Васильевых детей Кровкова. В деревне Окулово жеребья Богдана и Алексея Аксентьевых детей Кракозова. Некоторые поместья были даны вновь. Например: Ивану Богданову сыну Ворыпаева деревня Угольное, Кирею Кровкову деревня Сонино, Григорию Петрову сыну Черткова жеребий сельца Александрова, Миките Иванову сыну Коверина Мещеринова, Терентию Аристову и Владимиру Чиркову по жеребью в сельце Юсупова, Андрею Иевлеву деревня Ольхово, Никите Опраксину пустошь деревни Веснино, Савве Семенову сыну Совина, Бухвалу Левантьеву сыном Лихарева, Якову и Федорову Григорьевым детям Аристова и Небажену Васильеву сыну Копревым жеребия в сельце Ярцева, Федору и Афонасию Петровым детям Арапова жеребья деревни Волосово. При этом, в селах Клину и Дедово, находились одновременно вотчинные и поместные владения разных феодалов. Как видим, в основном были мелкие поместные землевладения, которые являлись составной частью владений феодалов в уезде.
К середине 17 века на правобержной территории Муромского уезда сохранились все значимые вотчины: патриаршия, Симонова, Борисоглебского монастырей, Собора Рождества богородицы. Вотчина боярина Ивана Никитича Романова перешла его сыну Никите Ивановичу. Некоторые вотчины сменили владельцев. Сельцо Пертово с деревнями стало вотчиной боярина Ивана Петровича Шереметьева, а деревня Черновская стала вотчиной стольника Ивана Григорьева сына Плещеева. Продолжилось дробление крупных вотчинных сел. В селе Клин к 1646 году имели жеребья Григорий и Алексей Григорьевы, Пантелей Никитин дети Чиркова, Иван Васильев сын Юматов, Алексей и Федор Пановы, Михаил, Иван и Семен Михайловы детьми Киселева. Было взято поместье у Михаила Борисовича Шеина. Бывшие его поместные земли стали государевыми пашенными землями. Причиной смены владельцев вотчин и поместий было их отношение к царской службе: уход с нее или опала одних и наоборот поступление на службу или «царская благосклонность» к другим.
Сравнивая состояние вотчинных сел и деревень в первой половине 17 века, отмечаем, что в период с 1630 по 1646 год, увеличилось количество крестьянских и уменьшилось количество пустых дворов в них. Например, в вотчине боярина Никиты Ивановича Романова в 1646 году, по сравнению с этой же вотчиной его отца в 1630 году, количество крестьянских дворов увеличилось вдвое, количество пустых дворов уменьшилось со 180 до 33 дворов. В патриаршей вотчине столь разительного качественного изменения сел и деревень не наблюдалось, в 1646 году в ее селах и деревнях было 198 крестьянских дворов. В вотчинном Симонова монастыря селе Оленино в 1646 году в селе стояло 18 крестьянских дворов. Это явилось следствием мирной жизни края, внутренней политикой государства, направленной на развитие феодального землевладения и запрещение ухода крестьян со своих дворов.
В заключение выделим некоторые особенности формирования и развития феодального землевладения на этой территории. Здесь наблюдалось соседство дворцовой волости, монастырских вотчин и землевладений светских феодалов. Причем последние формировались, до начала 17 века, за счет земель светских феодалов. Целостность волости оставалась не зыблемой до этого времени Динамично развивались феодальные владения, особенно поместья, при сохраненной неизменности монастырских вотчин. Волостные земли давались только представителям знатных родов. Жалования из волостных земель были крупными, она не дробилась на мелкие владения. Положение «украинной территории», постоянно подвергающейся нападениям и разорению, не способствовали сильному экономическому развитию края и соответственно феодальных владений на его территории.


Вот упоминается и хозяин земли Стародуба -Воцкого,но это 16 век…… К тому же владения Трубецкого не исчерпывались "тёщиным наследством". По переписи земель виднейших людей государства 1613 года во владения Д.Т. Трубецкого входили его родовые вотчины в городах Трубчевске, Рязани, Козельске, Стародубе-Вотском и Мещере. Под Муромом ему принадлежала целая Замотренская волость, а под Тобольском огромная и богатая волость Вага с большим количеством сёл и деревень. Из 17 перечисленных в переписи бояр по размеру землевладений Д.Т. Трубецкой уступал лишь одному - многолетнему главе Боярской думы князю Ф.И. Мстиславскому.

Река Ока еще в глубокой древности (VI - VII вв.) являлась частью так называемой Янтарной дороги, по которой тогдашние купцы возили янтарь с Балтийского моря на Каспий, а через него в Хорезм, Китай и др. восточные страны. Сношение Руси с Востоком по Оке существовало до ХIII в. В Х-ХIII вв. посредством Оки киевские и черниговские князья сносились с княжествами Северо-Восточной Руси и в частности с городами Москвой, Рязанью, Муромом, Владимиром, Нижним Новгородом и др. По Оке на русский север шло византийское узорочье (дорогие ткани), ювелирные изделия, вина, пряности и пр. В обратном же направлении перевозился русский пушной товар, мед, воск, изделия из древесины, кожи и пр. Ока являлась в те времена главной торговой артерией в связях Новгорода с волжскими болгарами (см. об этом: В. Иванов, В. Барсуков, Г. Федюкин. Подмосковные места. Путеводитель по районам туризма. М., 1967, стр.252) . Правые притоки Оки вели к реке Дону, а по нему путь шел в Азовское море. В договоре киевского вел. кн. Владимира I с волжскими болгарами (1006 г.) русским и болгарам предоставлены для торговли путь по Волге и Оке (см. проф. И.М. Кулишер. История русской торговли до XIX в. включительно. Пб., 1923, стр.24).







Вот выдержка из словаря со многими не сотыковками о князьях Стародубских,по чему не верить описаниям из за отсутствия первоисточников еще до нашествия Наполеона,в результате которого сгорело много первоисточников…..И почему путают Стародуб на Клязьме со Стародубом Воцким.,если было и удельное княжество Стародуба Воцкого,может и встанет все на свои места.Раз пишут ,что часто в 15 веке употреблялся Стародуб Воцкий. Зачем убирать это словосочетание.Что,древние летописцы были дурнее и несли путаницу по свежим следам? Может потомки все перекрутили и перепутали и не могут состыковать и получаются накладки в правлении удельных княжеств Стародубских…..Стародубские
большая биографическая энциклопедия

— удельные князья, свое имя получили от главного города в их уделе, Стародуба-Владимирского, или Стародуба-на-Клязьме (а не Стародуба-Северского, как ошибочно принимается некоторыми исследователями), ныне село Кляземский городок Владимирской губернии, в 12 верстах от Коврова. В ХV и XVI вв. он называется то Стародубом-Вотским, то Стародубом-Ряполовским. О времени возникновения этого города никаких сведений не сохранилось; по различным косвенным указаниям надо думать, что основан он Юрием Долгоруким. Впервые в летописях упоминается под 1218 г. В эпоху нашествия татар Стародуб был уже довольно видным городом и принадлежал к великому княж. Владимирскому. Центром же удела своего имени он стал вскоре по уходе Батыя из северо-восточной Руси. Великий князь Ярослав Всеволодович, явившись в оставленный татарами Владимир, должен был употребить немало усилий, чтобы водворить некоторый порядок как в самой столице, так и во всем княжестве, опустошенном и ограбленном азиатами; в то же время он позаботился и о своих двух младших братьях, — Святославе и Иване Всеволодовичах: первому дал в удел Суздаль, а второму — Стародуб. Это было в 1238 г. С этих-то пор и начинается существование Стародубского удела с самостоятельными князьями, ведущими, таким образом, свое начало от младшего, именно восьмого сына великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо, Ивана Всеволодовича (от Рюрика колено X). Стародубский удел существовал относительно недолго: выделенный из территории велик. княж. Владимирского в 1238 г., он уже около 1360 г. был лишен Москвою почти всякой самостоятельности, а затем около половины ХV века был ею же окончательно поглощен и низведен на ступень обыкновенной, притом захудалой провинции.


Источник: http://mirslovarei.com/content_bigbioenc/starodubskie-144444.html#ixzz2hLUUTwkv
. И. Ф., наряду с кн. Галицким (Дмитрием Ивановичем), был одною из первых жертв, на которые обрушилась месть Москвы. В 1363 г. (вероятно, в конце) он был лишен удела и изгнан из Стародуба, после чего ушел в Нижний Новгород к Андрею Константиновичу, у которого сделался служебным князем. Дальнейшая судьба И. Ф. неизвестна. Его считают бездетным все родословные, за исключением таковой Головина, который, без указания оснований, дает ему сына Дмитрия и внука Василия.

Источник: http://mirslovarei.com/content_bigbioenc/starodubskie-144444.html#ixzz2hLm9s7zh
О каком Стародубе речь,если Великий князь и присоединил к своей вотчине.Это потом завещал своей княжне в числе залеских городов…
Вот и на сайте Ковровского казачества встретилась запись ….Все свалили в одну кучу.При чем же здесь Стародуб на Клязьме и Стародуб Вочский.Осталось только Стародуб Северский в кучу свалить-а это лаптей по карте один от другого…Судите сами;СТАРОДУБ-НА-КЛЯЗЬМЕ
Стародуб Воцкий, Вочьский, Вотский, Волоцкий, Владимирский, Ряполовский-древнерусский город Нижегородской засечной черты XIVв. в Залесской земле, находившийся поблизости от Мурома, столица Стародубского княжества (1218-нач.Xв.) и центр Русского Ополья в XII—XIVвв. Упоминается в летописном «Списке русских городов дальних и ближних» и в духовной грамоте-завещании великого князя Василия Тёмного. По мнению археолога М.Ф.Черникова, город находился в устье р.Вачки, впадающей в Малую Кутру. Город располагался на правом берегу р.Клязьмы, в 12 верстах к северо-востоку от современного г.Коврова и в 60 верстах от Владимира, в XIXв. отождествляется с с.Кляземский Городок Ковровского уезда Владимирской губернии. Точные границы Стародубского удела неизвестны, однако В.А.Кучкин, анализируя позднейшие земельные акты XV—XVIвв.,
Вот еще подтверждение,какие новые города влились в Московское княжество путем интриг или силой. Там в числе северо-восточных городов числится Муром и Стародуб Воцкий,Вот выдержка,так что не обьединяем со Стародубом на Клязьме ,а ставим все по своим местам.Это потом будет в начале 16 века ставить вновь крепость в Стародубе на старом,подчеркиваю,на старом месте.А по известным крепостям в Стародубском уезде одна - в Городищах,рядом с приселком Вача ,речкой Кутра и Вачка. Так что и Стародубское кладбище было не в крепости а в приселке Вача….
"Городом" называлось жилое место, окруженное оборонительной оградой; если это место было небольших размеров, то его называли городком или городцем. Острогами называли укрепленные пункты, обнесенные более слабыми оградами, чаще всего тыном. Они располагались в местах второстепенного значения, на границах с народами, мало искустными в военном деле. Города чаще всего имели только одну ограду, но важнейшие из них имели несколько оград, разделявших город на части, которые также носили название городов.
Сергей, возможно, Вас это заинтересует.
В Поверстной книге, которая датируется серединой XVII века, указаны "Стародубских сел село Голянищево и село Яковцово", первое из них, судя по его расположению, идентифицируется с Вачей, а второе и сегодня известно под тем же именем.
И надо сказать, что сел в Поверстной книге не так уж и много упомянуто, то есть, эти два почему-то были важны.
Я догадываюсь,почему важны; Яковцево и Голенищево были на древней дороге (по тартарски-сакме),которая уходила за Оку в сторону опорных пунктов Владимеровского княжества через Стародубский перевоз. На территории Вачскоо района она пересекалась и с знаменитой Муромской дорогой на которой стояли три сосны,той самой старой столбовой дорогой Муром -Нижний, Большой дорогой или Воровской дорогой.А голенищевский приход был и до недавнего времени и в Яковцево на прицерковной територии похоронен секундант Лермонтова тот самый хулиган Трубецкой.Это сейчас они остались не у дел без дорог. Знаменитое наше изречение про ДУРАКОВ и ДОРОГИ и сейчас актуально очень-страну гнобят!
а есть данные в анналах истории когда ока русло меняла?
Конечно есть.Скажем Жайская лука охотничье место Вачских охотников,опоясывает старица,тихое течение,кувшинки- я в детстве там плотву ловил голыми руками с помощью борной кислоты на хлеб… Скажем остров Китава,на моей памяти там крулое лето без присмотра паслись колхозные бычки и русло было с Владимерской стороны,трехпалубные теплоходы типа Максим Горький,Москва там шли.Сейчас он примкнул к Владимерской стороне и получился залив без течения с длинной песчанной косой,которая скоро превратится в очередное озеро-болото. И сколько таких озер пойменых с отменными карасями на низине и дичи хватает…
а "зимняя дорога" тогда через оку к каким временам относится?
Ну, помнится, еще молодой Макаревич призывал перебить всех дураков… И чем это закончилось?

Я вижу, Вы глубоко копаете нашу историю. Возможно, Вам будет интересно познакомиться с моими исследованиями по русским мерам длины (вот тут: https://independent.academia.edu/VladimirBelobrov). Я бы с радостью послушал комментарии человека, который "владеет темой", так как исследование метрологии ставит очень много вопросов к историкам, а они что-то помалкивают…
Да какой я историк- пенсионер с укороченными мозгами и комп в придачу…и без черновиков с ошибками…Кто захочет ,заинтересуется и так поймет…Ну краевед местный еще подойдет.Детство там прошло.Многое изменилось за полвека.Половину деревень в леса и поля запахали и запахивают сейчас.Превращаются в пустоши.В зиму два -пять стариков со старухами…Это слово модное у правительства сейчас-время дожития. А роддом построенный Растроповичем с Вишневской свиснули без согласия туда где нужней с современным оборудованием. Судьба значит такая…
Так ведь в краеведении много чего ценного есть!
Замирание жизни в тех или иных местах само по себе, конечно, огорчает.
Но, во-первых, смею Вас уверить, те же процессы происходили и 100, и 200, и 500 лет назад: одни поселения "поднимались" и разрастались, другие - сжимались и даже исчезали (я сейчас старые пути-дороги обмеряю - много таких примеров нахожу).
Во-вторых же, пусть место и порастает травой, но историю-то его можно сохранить. Было бы что и кому…

Конечно, большинство современных людей историей страны не интересуются, но это - их проблемы. И есть те, кому интересно. И для них усилия таких людей, как Вы, представляют интерес и ценность. Смею Вас уверить!
В те далекие времена главенствовало над Муромско-Рязанским княжеством Черниговское,и нет смысла подтверждать ,что города обзывались по подобию Черниговских….что имели в виду на княжество в Тмуторокань на муромских землях….Из того факта, что Ярослав, лишившись Чернигова, сел не в Рязани, а в Муроме, видно, что последний считался выше Рязани, и только, как увидим, в княжение Ярославова внука, Глеба Ростиславича, Рязань приобрела первенствующее значение в Муромо-рязанской земле.

По смерти Ярослава Святославича дети его так разместились в Муромо-рязанской земле: Юрий сел в Муроме, а Святослав и Ростислав в Рязани. Заметим, что под последней разумеется вся Рязанская область. Семья муромо-рязанских князей была уже многочисленна и члены ее так или иначе разместились по разным волостям и при этом не видно, чтобы размещение это сопровождалось какими-либо распрями; напротив, видим, что князья действуют сообща против кочевников-соседей: "князи рязанстии, пронстии и муромстии, сказано в одной летописи1961 под 1131 г., много половец побиша". Из этого же летописного известия видно, что в каждой волости было по нескольку князей.
Возможно и Стародуб-Воцкий ,как и Стародуб -Ряполовский построен по подобию Стародуба Черниговского наследниками одного рода.
Это видно, между прочим, из того, что на свадьбе великокняжеского сына Константина во Владимире, в 1196 г., пировали и рязанские князья: Роман, Всеволод и Владимир с сыном Глебом; были и муромские князья: Владимир, Давид и Игорь1975. В частности, муромские князья все более и более отдалялись от Рязани и подпадали под сильное влияние вел. кн. владимирского, так что в начале XIII ст. сохраняли только тень самостоятельности.
Заметим, в заключение этого вступления, что нам ничего не известно ни о границах, ни о городах Муромского княжества, в котором знаем только один город, Муром. А между тем, не могли же все муpомские князья сидеть в одном городе!
Столицей княжества был город Чернигов. Другими значимыми городами были Новгород-Северский, Стародуб, Брянск, Путивль, Курск, Любеч, Рыльск, Трубчевск и Карачев. Владения и влияние Черниговского княжества доходили глубоко на восток, в том числе в муромо-рязанские земли и к Тмутараканскому княжеству.
Добрый день. Очевидно обратится я должен к Волкову Сергею. Сергей в Вашем материале я нашел выдержку из своей статьи
"История феодального землевладения правобережной территории Муромского уезда!. Мне очень приятно, что Вы скопировали мой материал. Но статья вышла в свет несколько лет назад. За это время мною была проведена работа, результатом которой было переосмысливание истории Стародуба Вочского. Если Вам интересны мои изыскания, Вы их можете найти вскоре в материалах конференций Муромского уезда. С уважением Виктор Ершов.
Может быть Виктор,Я много штудировал доступного материала. Переосмысление истории Стародуба Вочского ? И какое вкратце…Версий много,а подтверждений мало. Пока не переведут в цифру древние записи и они не станут доступными,кто ,по чьему распоряжению или указу была реставрация а потом и вновь построенная на старом месте а потом и связь с Городищами,а может и Русью там не пахло еще ,когда создавалась крепость и переходила из рук в руки.Не забывай что были города до Руси ,на месте современных Ардатова,Сакон,Арзамаса и пр…
Добрый день Сергей. В настоящее время я определяю территорию Муромского уезда на первую треть 17 века. (На основании писцовой и переписной книг земель уезда первой половины 17 века) Дошла очередь и до Стародубского стана. В своем вступлении я лишь ссылаюсь на ничтожно малую информацию - отсутствие выявленных источников совсем не собираюсь переосмысливать историю Стародуба Вочского а лишь предлагаю рассматривать историю всех упомянутых одноименных княжеств как единого. Возможно Вочский лишь один из уделов княжества.
Спасибо Виктор. Я рад ,что кто то еще интересуется Стародубом-Вотский.Заглянул в твою статью. Не стоило бы путать Стародуб на Клязьме и Стародуб-Вочский.А если еще добавить Стародуб Черниговский,то будет полная неразбериха…Сложная судьба крепости находилась под разным влиянием судя по истории.В 17 веке уже не удельное княжество,но многое можно определить,если посмотреть карту спорных дел скажем по той старой Муромской дороги ,что справо,что слево.Я про ту древнюю ,воровскую,столбовую а не ту,что путают с современной Нижний-Касимов в которую даже сейчас ,при срытие гор не могут поднятся груженые лошади,но им легче так считать..


Удельное княжество " Стародуб -Воческий".

Последние обсуждаемые темы на этом форуме: Ответов Автор Обновлено
Доставка цветов 1 Милана Витальевая Вчера в 13:11
Самурай
Праздничная фотозона с пайетками: купить или заказать 1 KartsevRoma 18.12.2024 в 14:27
Самурай
Lineage 2: Где искать идеальный сервер? 2 hopzones 15.12.2024 в 09:38
Самурай
Фотозона из пайеток: какая нужна и почему 2 KartsevRoma 11.12.2024 в 17:10
Самурай
Промышленный парогенератор 1 Кузя 2121 10.12.2024 в 20:29
Самурай